Глухова Татьяна Анатольевна
Образование: высшее (закончила Барнаульский государственный педагогический университет)
Специальность: учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 42» города Барнаула, Алтайского края.
email: gta.76.76@mail.ru
«Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого».
М.М. Пришвин
Что такое счастливое детство? Это мечты. Их очень много…. Каждый человек в душе мечтатель. А. Грин сказал, что «детство живет в человеке до седых волос». Склонность к профессии у меня появилась довольно рано, еще в детстве. Мои подруги играли во «врачей», «актрис», «продавцов»… Ну, а я всегда была «учительницей». «Учила» детей во дворе на асфальте и песке. А еще на выбор профессии, конечно же, повлиял личный пример мамы. Я помню эти бессонные ночи за тетрадями и учебниками, когда я вместе с ней пыталась писать конспекты к урокам. Конечно же, это были детские «каракули», но мама хранит их до сих пор. В детстве я была активным подвижным ребенком, уследить родителям за мной было сложно. Поэтому мою энергию направили в полезное и безопасное русло – педагогику.
Окончив школу, я поступила в Барнаульский педагогический колледж №1, и еще через три года – в Барнаульский университет. Вот тогда я и поняла, что приблизилась к моей детской мечте — совсем скоро я стану учителем. Мне дали знания: глубокие, обширные, знания педагогики и психологии; показали направление саморазвития и самосовершенствования. Передо мной ожили лучшие примеры отечественной педагогики. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и многих других помогал мне в выборе правильного пути и вселял уверенность в то, что я стану настоящим учителем. Но институт не выпускает «готовых учителей». Это я поняла, когда переступила порог школы.
Свою профессиональную деятельность начала в средней школе № 2 в родном поселке Топчиха, Алтайского края. Хорошие ученики, родители, дружный сплоченный коллектив, поддержка администрации – вот так мне повезло!
2000 год. Свежее осеннее утро. Я иду от автобусной остановки к гимназии № 42 города Барнаула. Мимо в разных направлениях спешат люди, уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. А вот меня обогнала стайка о чем – то весело переговаривающихся ребятишек, спешащих на уроки в ту же самую гимназию, куда иду и я…
До крыльца гимназии осталось пройти маленькую березовую аллею. С деревьев уже опадают листья, и мне приходит в голову неожиданное сравнение: береза – это гимназия? а каждый листочек не ней – это ученик или учитель, которые вместе проживают определенный судьбой отрезок жизни. Листья на дереве – целую жизнь, от рождения до смерти, а люди в школе – лишь несколько лет, а чаще всего всю жизнь. Я иду и размышляю об этом и еще, о том, как сделать так, чтобы школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными.
Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – интерес, в других – настороженность, в-третьих – надежда. А в-четвёртых – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. И я стараюсь понять, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка, и только потом определить цель своей работы. Для меня она такая: показать, что даже самый «плохой» ученик – в душе талантлив, а может быть, даже гениален. Дети очень любопытный народ, но надо раскрыть это любопытство, научить спрашивать, быть почемучками. Надо учить ребенка находить методы решения поставленной задачи, учить мыслить объемно, нестандартно. Подвести ученика к созданию более совершенной формы. И если это решение превосходит образец, предложенный учителем, то не надо бояться, что ученик превосходит своего учителя, как раз в это время и наступает момент сотворчества: ученик – учитель, а ученик выдвигает идеи и уже вместе, всем коллективом эти идеи воплощаются в жизнь. Вот так наступает момент понимания с полу-взгляда, с полуслова. И это есть победа. Старинная датская пословица гласит: «Тот, кто не решается спросить, стыдится учиться». Порой дети задают такие вопросы, на которые учитель затрудняется ответить. И тогда, чтобы учить, необходимо учиться. Поэтому постоянно нахожусь в поиске эффективных форм обучения и воспитания. В настоящее время проектирую уроки с использованием инерактивной доски, где изменяется подход к составлению плана – конспекта урока представление о самом уроке в целом. Кроме этого, такая деятельность повышает информационную компетентность самого учителя и развивает в нем способность правильно отобрать информацию, представлять ее в той или иной форме, выбирать целесообразные способы организации деятельности.
Я, конечно, как и любой другой педагог стремлюсь научить детей тому, что знаю сама, но в большей мере я стараюсь показать детям то, что имеет в себе каждый из них для овладения материалом урока или оформления исследовательской работы, странички классной газеты. С моей точки зрения, педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить тему урока или футбольный матч, а может, сочинить новый рецепт какого – то блюда…
Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем. Не навязывая себя, а, раскрывая стремление и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Мне очень хочется, чтобы мои ученики, как те березовые листочки на школьной аллее, были яркими и неповторимыми. Чтобы, вновь и вновь, идя на работу в гимназию, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут людей – были мои ученики.
2010 г.